Пренатальный и перинатальный в чем разница


Пренатальная и перинатальная психология и психотерапия

Ждём вашего обращения прямо сейчас и будем рады Вам помочь! Звоните по телефону +7(343)3724623; +79222094623.

В древние времена беременность считалась неким чудесным, особенным состоянием, даром божьим, а роды – чем-то таинственным и священным. В нашем цивилизованном обществе мы уже не так благоговейно относимся к беременным, но по-прежнему мало что знаем о жизни человека в лоне матери. Мы плохо представляем, что он чувствует и как. Приоткрывает эту тайну перинатальная психология.

Перинатальная психология (греч.:peri- вокруг; лат.: natus- рождение) появилась не так давно, неполных сорок лет назад. Эта наука занимается изучением психической жизни ребенка в утробе матери(плода) или только что появившегося на свет(новорожденного), его связи с матерью, влияния ее психологического состояния на ребенка. С точки зрения перинатальных психотерапевтов и психологов перинатальный период включает в себя весь пренатальный период, сами роды и первые месяцы после рождения.

Перинатальная психотерапия(П.П.) – новое направление психотерапии, складывающееся под влиянием бурного развития перинатальной психологии. Это система лечебного психического (психологического) воздействия на психику женщины и ребенка во все периоды (беременность, роды, послеродовый период) и через психику на организмы женщины и ребенка.  Формирование перинатальной психотерапии в качестве отдельного направления во многом вызвано необходимостью приостановки тенденции роста количества новорожденных с нервно-психическими расстройствами. Причин этого явления много: неудовлетворительная психопрофилактическая работа с беременными, и ошибки родовспоможения, и ухудшение экологии, и рост наркомании и др.

Особую роль в развитии перинатальной психологии и психотерапии сыграли исследования психоаналитиков. Фрейд в ряде своих работ большое значение придавал внутриутробному периоду и переживаниям при рождении в возникновении на последующих этапах онтогенеза тревоги, невротических симптомов. Развитие этой темы связано, прежде всего, в русле психоанализа с именами учеников- Ш. Ференси, О. Ранка.

Основоположники детского психоанализа А.Фрейд и М. Кляйн придавали большое значение отношениям матери и младенца, считая их важнейшими среди факторов, влияющих на формирование психики и особенностей личности.

А. Адлер писал, что основные факторы, формирующие психику человека, воздействуют на него в младенчестве, что в этом возрасте уже можно различить «черты характера взрослого человека». Перинатальная психотерапия в современном понимании возникла, пожалуй, лишь с появлением работ Д.В.Винникотта. Будучи одновременно педиатром и психоаналитиком, он считал, что психическое здоровье младенца зависит от качества заботы о нем матери. Вслед за ним, многие исследователи (М.Малер, Д.Штерн) стали рассматривать мать и младенца в рамках единой диады, являющейся подсистемой семейной системы. Таким образом, основными особенностями перинатальной психотерапии, позволяющими выделить ее в особое направление, являются обращение к семье, работа с системами «беременная-плод», а затем «мать-дитя», с возникающими при их неблагоприятном развитии нервно-психическими расстройствами.

Можно выделить следующие разделы П.П.:

1. Психотерапия на этапе планирования зачатия ребенка;

2. Психотерапия на этапе беременности;

3. Психотерапия семьи, имеющей новорожденного ребенка.

В качестве дополнительных разделов П.П. можно выделить: психотерапию пациентов(детей разного возраста, подростков, взрослых), у которых нервно-психические расстройства  связаны с проблемами перинатального периода, психотерапию семей, имеющих проблемы зачатия, психотерапию нервно-психических расстройств, возникающих в связи с утратой плода или младенца.

Оказывается, перинатальный период оказывает огромное влияние на будущее человека. Все эти события –беременность, роды, послеродовый период влияют на то, как он будет вести себя в определенных ситуациях, каким станет.

На этапе беременности формируется жизненный потенциал человека, его способность адаптироваться к различным условиям. Базовый психический и физический потенциал желанного ребенка гораздо выше.

Период родов определяет, кем станет ребенок в «большой» жизни (будет он жертвой или победителем), как будет бороться за место под солнцем (активно двигаясь к намеченной цели, или, ожидая у моря погоды).  Естественные роды как нельзя лучше влияют на будущее  малыша во внешнем мире. Стимуляция родов разрывает взаимодействие  матери и плода, ускоряя процесс помимо их воли, заставляя ребенка чувствовать себя жертвой, поэтому прибегать к ней стоит только по медицинским показаниям.

В послеродовый период формируется отношение человека к свободе, своим силам и возможностям. С мамой малыш чувствует себя защищенным и привыкает к свободе постепенно. Если так сложатся обстоятельства, что дитя в течение длительного промежутка после родов не сможет быть со своей матерью, то в дальнейшем любая самостоятельность для него может оказаться в тягость. Однако такое положение дел можно исправить грудным вскармливанием до года, хорошим уходом, нежностью и любовью.

Перинатальная психология заставляет основательно задуматься о том, что внутри беременной женщины находится не просто плод, а развивающаяся личность. Ребенок внутри утробы – это не просто физиологическое нечто, это человек, обладающий своей психической жизнью и от того, как женщина вела себя во время беременности, родов и первые часы после них, во многом зависит его будущее.

Досвід мам та експертів

загальна

СВІТМАМ ЗМІНЮЄТЬСЯ

4-12 місяців

Повертаємося у форму після пологів з HUGGIES®: тренування № 10 для м'язів сідниць, рук і ніг

4-12 місяців

Повертаємося у форму після пологів з HUGGIES®: тренування № 11 з кардіо вправами

4-12 місяців

Повертаємося у форму після пологів з HUGGIES®: тренування № 12 для зміцнення сідниць та ніг

4-12 місяців

Повертаємося у форму після пологів: зустрічайте серію тренувань від HUGGIES® та відомого фітнес-тренера!

4-12 місяців

Повертаємося у форму після пологів з HUGGIES®: тренування № 2 з базовим комплексом вправ

4-12 місяців

Повертаємося у форму після пологів з HUGGIES®: тренування № 3 для м'язів спини, ніг і рук

4-12 місяців

Повертаємося у форму після пологів з HUGGIES®: тренування № 4 на всі групи м'язів

4-12 місяців

Повертаємося у форму після пологів з HUGGIES®: тренування № 5 на всі групи м'язів

4-12 місяців

Повертаємося у форму після пологів з HUGGIES®: тренування № 6 для зміцнення спини, рук і сідниць

4-12 місяців

Повертаємося у форму після пологів з HUGGIES®: тренування № 7 з кардіо-навантаженням

4-12 місяців

Повертаємося у форму після пологів з HUGGIES®: тренування № 8 для опрацювання сідниць і преса

4-12 місяців

Повертаємося у форму після пологів з HUGGIES®: тренування № 9 для зміцнення преса та сідниць

загальна

Екатерина Андреева: «Путешествия – это то, от чего я никогда не смогу отказаться!»

загальна

София Стужук: «Мамина уверенность решает всё – как в материнстве в целом, так и в путешествиях»

загальна

Таня Пренткович: «Багато подорожувати, бачити світ – заради цього ми здатні подолати будь-що!»

загальна

Марина Левицкая: «Путешествия с детьми – это всегда весело и забавно! И всегда непредсказуемо!»

I триместр

Самые распространенные мифы и страхи о беременности и родах

загальна

Наталья Иванова: «Путешествия – это то, что заставляет меня расширять свои горизонты!»

1. Патология перинатального периода

Лекция: ПАТОЛОГИЯ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПЕРИОДА.

ПЕРИНАТАЛЬНАЯ СМЕРТНОСТЬ

План

1. Недоношенность 1.1. Критерии недоношенности

1.1.1. Антропометрические показатели недоношенности 1.1.2. Морфологические признаки недоношенности

1.2. Изменения внутренних органов

1.2.1. Органы дыхания 1.2.2. Сердечно-сосудистаясистема

1.2.3. Транзиторная желтуха новорождённых

1.2.4. Кровь

2. Переношенность

3. Гипоксия плода и новорождённого

3.1.Классификация

3.2.Патологическая анатомия 4. Пневмопатии новорождённых

4.1.Классификация

4.2.Патологическая анатомия 5. Родовая травма

5.1.Классификация

5.2.Патологическая анатомия

5.2.1.Родовая опухоль

5.2.2.Травмы скелетных мышц

5.2.3.Повреждения костей

5.2.4.Травмы мозговых оболочек

5.2.5.Травмы головного и спинного мозга

5.2.6.Травмы внутренних органов

6. Перинатальные нарушения мозгового кровообращения

6.1.Классификация

6.2.Патологическая анатомия

7.Геморрагическая болезнь новорождённых

7.1.Классификация

7.2.Патологическая анатомия

8.Гемолитическая болезнь плода и новорождённого

8.1.Классификация

8.2.Патогенез

8.3.Патологическая анатомия

8.3.1.Билирубиновая интоксикация

8.3.2.Изменения в печени

8.3.3.Внутриутробная смерть с мацерацией (фетопатия без отёка и желтухи)

8.3.4.Отёчная форма

8.3.5.Желтушная форма

8.3.6.Анемическая форма

9. Перинатальная смертность

Перинатальный период — период с 22 полной недели(154-годня)

внутриутробной жизни плода [в это время в норме масса тела составляет 500

г.] по 7-ойдень включительно (168 часов) внеутробной жизни.

Перинатальный период подразделяется на три подпериода:

1.Антенатальный (пренатальный) - до родов.

2.Интранатальный - во время родов (периоды раскрытия и изгнания

плода).

3.Постнатальный - после родов.

Постнатальный подпериод включает в себя только ранний период

новорождённости (ранний неонатальный период), т.е. первую неделю внеутробной жизни.

Неонатальный

период начинается от

момента рождения и

заканчивается через

28 полных дней

после рождения. Период

новорождённости подразделяется на два подпериода: ранний(первые 7 дней)

и поздний (8-28дни внеутробной жизни).

Приведённые определения включены в МКБ Х (международная статистическая классификация болезней и причин, связанных со здоровьем X пересмотра, 1988 г.), приняты в соответствии со статьёй 23

Устава ВОЗ и являются обязательными для выполнения в клинической

ипатологоанатомической практике.

Косновным формам неинфекционной перинатальной патологии относятся следующие патологические процессы:

1.Недоношенность

2.Переношенность

3.Гипоксия (асфиксия) плода и новорождённого

4.Родовая травма

5.Пневмопатии

6.Перинатальные нарушения мозгового кровообращения

7.Геморрагическая болезнь новорождённого

8.Гемолитическая болезнь плода и новорождённого.

НЕДОНОШЕННОСТЬ Недоношенные - дети, родившиеся в сроке до 37 полных недель

внутриутробного развития (менее 259 дней).

В России среди всех родившихся недоношенные составляют 5-10%.В

различных странах частота преждевременных родов колеблется в широких пределах (3-16%).Среди преждевременно родившихся детей отмечается самая высокая заболеваемость и смертность. До 75% всех умерших новорождённых составляют недоношенные дети. На их долю приходится до

50% младенческой смертности.

Критерии недоношенности

Основным критерием недоношенности является срок

беременности (гестационный возраст). Продолжительность беременности определяется с первого дня последнего нормального менструального периода. Срок беременности выражается в полных днях или в полных неделях. Например, события, происходившие в период между 280 и 286

днями после начала последнего нормального менструального периода,

считаются имевшими место при сроке беременности 40 недель. Срок беременности, исчисляющийся по дате последней нормальной менструации,

часто является источником статистических ошибок. Во избежание их необходимо помнить, что первый день следует расценивать как день 0 («нулевой день» беременности), а не день 1-й.Дни0–6соответственно составляют «полную нулевую лунную неделю»,40-янеделя беременности соответственно является синонимом понятия «полные 39 недель». Если дата последней нормальной менструации неизвестна, срок беременности необходимо определять на основании наиболее надёжных клинических данных.

В записи о смерти ребёнка в первый день жизни (день 0) должна быть точно указана продолжительность жизни (полных минут или часов). В случае смерти ребёнка на вторые сутки (день 1), третьи сутки (день 2) и в последующие 27 полных дней жизни возраст указывается в днях.

Антропометрические показатели недоношенности

К антропометрическим показателям недоношенности относятся (1)

масса и (2) длина тела ребёнка.

1. Масса тела недоношенного ребёнка белой расы обычно менее 2500

г. Однако масса тела недоношенного может превышать 2500 г., и наоборот, у

доношенных масса может быть сниженной в результате задержки внутриутробного развития. Массой тела плода или новорождённого считается масса, зарегистрированная сразу после рождения. Для живорождённых определение массы тела должно быть проведено в течение

первого часа жизни, до того, как в постнатальном периоде произойдёт значительная потеря массы. Фактическая масса должна быть зафиксирована с максимально возможной степенью точности (в граммах).

Различают четыре степени недоношенности:

I степень — масса ребёнка 2001 г. и более

II степень — масса ребёнка1501—2000г.

III степень — масса ребёнка1001—1500г.

IV степень — масса ребёнка 1000 г. и менее.

2. Длина тела недоношенного, как правило, не превышает 45 см (при глубокой недоношенности - 35 см). Длина тела плода в норме определяется поформуле Гааза: начиная с пятого месяца беременности число месяцев умножают на 5, получая длину в сантиметрах (месяцылунные):

5 мес. — 5×5=25 см

6 мес. — 6×5=30 см

7 мес. — 7×5=35 см

8 мес. — 8×5=40 см

9 мес. — 9×5=45 см

10 мес. — 10×5=50 см.

Морфологические признаки недоношенности

Морфологические признаки недоношенности III—IVстепени

(глубокая недоношенность):

1.Глубоконедоношенный ребёнок лежит с вытянутыми конечностями вследствие мышечной гипотонии.

2.Кожа тонкая, морщинистая тёмно-красногоцвета, обильно покрытая пушком (lanugo). Подкожный жировой слой не выражен.

3.Голова относительно большая, составляет треть от длины всего тела. Швы черепа и роднички открыты.

4.Ушные раковины плоские, бесформенные, мягкие, прижаты к

голове.

5.Соски и околососковые окружности едва видны.

6.Пупок расположен в нижней трети живота.

7.Ногтевые пластинки не всегда доходят до краёв ногтевого ложа.

8.У мальчиков яички не опущены в мошонку; у девочек большие половые губы не прикрывают малые и половая щель зияет.

9.Отсутствие ядра Беклара (ядро окостенения дистального эпифиза бедра, у доношенных диаметром не менее 5 мм).

Морфологические признаки недоношенности I-IIстепени (умеренная недоношенность):

1. При рождении после 30-йнед. у недоношенных отмечается частичное сгибание в коленных и тазобедренных суставах. У родившихся на

36—37-йнед. сгибание конечностей полное, но неустойчивое.

2.Кожа розового цвета. При рождении в сроке 33 нед. пушковые волосы на лице отсутствуют. При рождении в сроке 35—37нед. пушок отсутствует и на туловище.

3.Голова составляет примерно четверть от длины тела.

4.В сроке 35-37нед. появляются первые изгибы на ушных раковинах.

5.Более заметны соски и околососковые окружности.

6.Пупок располагается в средней трети живота, но не в центре.

7.Ногтевые пластинки, как правило, доходят до краёв ногтевого ложа.

8.У мальчиков яички находятся в верхней половине мошонки; у

девочек половая щель почти закрыта.

9.Малые размеры ядра Беклара (менее 5 мм).

Изменения внутренних органов

В целом у недоношенных отмечается незрелость ткани внутренних

органов.

Органы дыхания

При рождении до 35-ойнед. у недоношенных отмечается недостаточностьсурфактанта, поэтому легче и чаще развиваются

пневмопатии в виде ателектазов.

Сердечно-сосудистаясистема

Мышечная гипотония отмечается не только со стороны поперечно-

полосатой, но и гладкой мускулатуры. Так, систолическое артериальное давление у недоношенных не превышает 60—70мм рт. ст. (у доношенных детей — достигает 80). Для недоношенных характерна более высокая проницаемость сосудистых стенок, поэтому у них чаще развивается и тяжелее протекает геморрагическая болезнь, в том числе с кровоизлияниями в головной мозг.

Транзиторная желтуха новорождённых

Транзиторная желтуха новорождённых у недоношенных длится 3—4

нед. (у доношенных — до 2 нед.). Билирубиновая энцефалопатия может развиться даже при относительно низком уровне билирубина в крови.

Кровь

В печени, селезёнке и лимфатических узлах недоношенных детей обнаруживаются очаги экстрамедуллярного кроветворения. У

недоношенных в крови больше ядерных форм эритроцитов (нормобластов) и

выше содержание фетального гемоглобина [HbF] (более 90%), вследствие чего развивается гемолиз и на1-2-оммес. внеутробной жизни более чем у половины недоношенных формируетсягемолитическая анемия (ранняя анемия недоношенных).

На 3-5мес. в результате дефицита железа развиваетсяпоздняя анемия недоношенных.Поздняя (железодефицитная)анемия недоношенных возникает вследствие того, что неонатальные запасы железа в

организме ребёнка исчерпываются к 3-4мес. внеутробной жизни (у

доношенных это происходит к 5-6мес.). Отложение материнского железа в депо происходит в основном на двух последних месяцах беременности.

Среди лейкоцитов много незрелых форм вплоть до промиелоцитов.

Первый гранулоцитарно-лимфоцитарныйперекрёст(одинаковая доля нейтрофильных гранулоцитов и лимфоцитов в лейкоформуле) у

недоношенных происходит тем позже, чем выше степень недоношенности (у

доношенных первый перекрёст отмечается в возрасте 5 дней, второй - в

возрасте 5 лет).

ПЕРЕНОШЕННОСТЬ

Переношенность - это рождение ребёнка в сроке гестации 42 полные недели (294 дня) и более.

Морфологические признаки переношенности:

Переношенные дети обычно крупнее родившихся в срок.

Характерно маловодие.

Кожа новорождённого сухая, с признаками шелушения и частичной мацерации.

Кости черепа плохо смещаются или не смещаются, роднички могут быть закрыты.

В проксимальных эпифизах плечевой и большеберцовой костей обнаруживаются ядра окостенения, отсутствующие у доношенного новорождённого (в отличие от ядра Беклара).

В плаценте выявляются выраженные инволютивные изменения,

способствующие развитию плацентарной недостаточности.

ГИПОКСИЯ ПЛОДА И НОВОРОЖДЁННОГО

Гипоксия плода и новорождённого — состояние, характеризующееся

недостаточным содержанием кислорода в крови и тканях плода и

новорождённого.

Это

состояние

также

обозначается

терминами аноксияи асфиксия плода и новорождённого.

Классификация

Гипоксию плода и новорождённого классифицируют следующим образом:

I. Период онтогенеза, в котором развивается синдром

1.Гипоксия плода (внутриутробная гипоксия), которая в свою очередь подразделяется на (а) антенатальную, или пренатальную, гипоксию

и(б) интранатальнуюгипоксию

2.Гипоксия новорождённого (неонатальная гипоксия).

II. Продолжительность гипоксического состояния

1.Острая гипоксия

2.Хроническая гипоксия.

В основе внутриутробной гипоксии лежит прежде всего острая или хроническаяплацентарная недостаточность.

Неонатальная гипоксия развивается, как правило, вследствие поражения лёгких (пневмопатия, аспирационная пневмония) или головного мозга (нарушение дыхания центрального происхождения, например, в

результате кровоизлияния в мозг) новорождённого.

Патологическая анатомия

1.Острая гипоксия проявляется только резко выраженнымвенозным полнокровием органов и тканей. С поверхности разрезов обильно стекает тёмная венозная кровь. При микроморфологическом исследовании выявляются паралитически расширенные и полнокровные сосуды (гипоксия способствует расслаблению гладкомышечных клеток сосудов, расширению их просвета и истончению сосудистой стенки).

2.Хроническая гипоксия проявляется двумя морфологическими синдромами:

I. Дисциркуляторные изменения

1.Венозная гиперемия

2.Застойные отёки, водянки

3.Геморрагии (в ряде наблюдений развиваетсяДВС-синдром).

II. Альтеративные изменения (дистрофические инекротические).

Кроме того, характерным признаком внутриутробной гипоксии является зеленоватое прокрашивание плодных оболочек, пуповины и околоплодных вод меконием («внутриутробная диарея»).

ПНЕВМОПАТИИ НОВОРОЖДЁННЫХ

Пневмопатии новорождённых - невоспалительные поражения лёгких новорождённого. Пневмопатии ведут к развитиюнеонатальной гипоксии.

У новорождённых в лёгких также может развиться воспалительный процесс (пневмония) при наличии внутриутробной инфекции, чаще стрепто-

и стафилококковой.

Кроме того, причиной респираторного-дистресссиндрома(РДС)

может быть поражение структур ЦНС, ответственных за спонтанное дыхание.

Классификация

Различают следующие виды пневмопатий новорождённых:

1.Неонатальные ателектазы

2.Респираторный дистресс-синдромноворождённых(«болезнь гиалиновых мембран лёгких»)

3.Отёчно-геморрагическийсиндром

4.Массивные кровоизлияния в лёгочную ткань

5.Аспирация околоплодных вод

6.Пороки (аномалии) развития лёгких(прежде всего бронхолёгочная дисплазия)

Пренатальная и перинатальная психология - Психологос

Пренатальная и перинатальная психология - наука о самой ранней психической жизни нерожденного или только что родившегося ребенка.

Господствующие в перинатальной психологии взгляды можно разбить на четыре большие группы, отличающиеся друг от друга теоретическими подходами:

  • эклектически-дилетантский подход;
  • медико-редукционистский подход;
  • психолого-редукционистский подход;
  • интегративный биопсихосоциальный подход.

Эклектически-дилетантский подход к обоснованию теории перинатальной психологии в основном встречается в работах лиц, не имеющих к психологии никакого отношения. Они пытаются компенсировать недостаток медицинских и психологических знаний набором случайных, не связанных друг с другом идей, сведений, резонёрскими рассуждениями. Для этого подхода типично ограниченное представление о перинатальной психологии, согласно которому её задачи заключаются в том, чтобы привести беременных пациенток в состояние хронической эйфории. Эффективность своей работы дилетанты оценивают исключительно по субъективным критериям: собственным впечатлениям и отзывах беременных. Причём отзыв написать они предлагают тогда, когда уверены, что он положительный. Это вызывает негативное отношение врачей и дискредитирует в их глазах перинатальную психологию, осложняет сотрудничество психологов и медиков в данной области.

Медико-редукционистский подход связан с тем, что в настоящее время понимание психологии у многих врачей-акушеров остается весьма поверхностным, утилитарным. Редукционизм подхода медицинских работников к перинатальной психологии проявляется в том, что все возникающие с репродуктивным здоровьем проблемы они объясняют исключительно биологическими причинами и понимают психологию как набор тестов и техник. При таком отношении врачи не склонны объяснять пациенткам свои действия, обсуждать их, предлагать варианты. В качестве теоретической основы они используют в основном биологические и медицинские знания.

Психолого-редукционистский подход отличается от эклектически-дилетантского подхода наличием стройной теоретической базы, что характерно и для медико-редукционистского подхода. Но в противоположность последнему, при психолого-редукционистском подходе считается, что течение репродуктивного процесса определяется преимущественно психологическим состоянием партнеров, и поэтому при возникновении проблем необходима прежде всего психокоррекция. Биологическим, физиологическим, медицинским уделяется мало (или вообще никакого) внимания.

Биопсихосоциальный подход к перинатальной психологии представляет собой соединение биологических, психологических и социальных построений в единую теоретическую модель, нацеленную на наиболее полное понимание закономерностей и взимосвязей процессов, связанных с репродукцией. Для того, чтобы эта модель стала проводником научно обоснованных методик в практическую работу перинатальных психологов и психотерапевтов, необходимо подобрать такие теоретические конструкты, которые создали бы интегративную, а не эклектичную модель. В России получили распространение биопсихосоциальные модели, предложенные независимо друг от друга Н. П. Коваленко, Г. Г. Филипповой и И. В. Добряковым.


Смотрите также