Анализ как правильно сделать


Как правильно сделать анализ стихотворения

Когда вы делаете анализ стиха впервые, план необходимых действий может ввести в ступор. Однако, паниковать не стоит. Внимательно прочитав произведение, сложностей в его анализе не должно возникнуть.

  1. Уединитесь в тихой, спокойной комнате. Очень важно, чтобы вам никто не мешал и ничто не отвлекало от произведения.
  2. Прочитайте его раз. Затем прочтите снова. Если вам встретятся незнакомые слова или словосочетания, найдите их значение в словаре.
  3. Хорошей идеей станет запасание ручкой и блокнотом. Если перед вами копия стиха, можно выделять незнакомые и впечатляющие моменты с помощью маркера.
  4. Прочитав произведение несколько раз, спросите сами себя: “О чем оно?”, “Кто главный герой стихотворения, какой он – позитивный или негативный, чем обусловлены его действия?”. Поразмышляйте, что автор хотел донести к читателю, создавая этот стих.
  5. Сделайте несколько заметок о наиболее ярких героях и ситуациях, об эмоциях, пронзающих каждую строку.
  6. Прочитайте произведение еще раз, только уже вслух. Не забывайте при чтении о всех стоящих знаках пунктуации, делайте паузу там, где нужно, а не в конце каждого рядка.
  7. Попробуйте определить ритм стиха.
  8. Обратите внимание на последние буквы каждой строки: совпадают ли они. Если да, то в каком порядке: по парам, через одну или через несколько.

Очень полезно знать биографию автора, хотя бы самые важные периоды и изменения в его жизни. Возможно, именно знание жизненного пути, взглядов и убеждений автора поможет вам раскрыть суть его произведения.

При необходимости прочитайте произведение еще несколько раз, только уже про себя. Затем все свои мысли выложите по такому плану.

Видео к материалу

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Пример анализа стихотворения, как правильно сделать анализ стихотворения

Любовь к поэзии невозможна без её понимания. Школьный курс литературы призван сформировать навыки умения разбираться в поэтическом творчестве: постигать смысл произведения, слышать его музыкальный ритм, проникать во внутренний мир лирического героя. Этому способствует комплексный анализ стихотворения, пример которого приводится в статье.

Выбор произведения

Вниманию читателя предлагается «Зимнее утро» А. С. Пушкина. Выбор определён целым рядом причин:

  • Гениальность поэта позволяет оживить картину зимнего пейзажа, что сопоставимо с полотном художника или музыкальным произведением композитора. А учиться новому всегда следует на лучших образцах произведений искусства.
  • Благодаря богатству литературного языка автора есть возможность осуществить полноценный лингвистический разбор текста, что входит в филологический анализ стихотворения. Пример поможет в дальнейшем легко справляться с изучением лирики XIX века.
  • Стихотворение изучается в школе, что позволит заранее подготовиться к освоению сложного материала.
  • Произведение незначительно по объёму, что дает возможность сделать его разбор более глубоким.

План анализа

Не существует единой схемы, которой следует придерживаться при анализе художественного произведения. Все зависит от задач, стоящих перед исследователем, и самого источника, являющегося живым организмом, не всегда помещающимся в заранее заданные рамки. Предлагаемый анализ стихотворения – пример по плану, специально составленному к конкретному произведению. Его пункты можно легко менять местами, использовать для заголовков другие фразы, но при этом важно сохранить три составляющие: историко-биографическую, лингвистическую (поэтическая лексика, стилистика, фонетика, грамматика текста) и литературоведческую (тематика, жанр, композиция, стиль). Высокий уровень анализа дополнительно требует изложения личного отношения к прочитанному стихотворению.

Предлагаемый план выглядит следующим образом:

  1. История создания «Зимнего утра», сведения об авторе.
  2. Место произведения в творчестве поэта.
  3. Жанр и тематика произведения.
  4. Сюжет и композиция.
  5. Лирический герой, настроение произведения.
  6. Лексика стихотворения.
  7. Изобразительные средства.
  8. Рифма, способы рифмовки.
  9. Звуковая организация.
  10. Отношение к прочитанному.

История создания «Зимнего утра»

В данном подзаголовке освещаются два первых пункта плана, касающихся сведений об авторе и места произведения в его творчестве. Пример анализа стихотворения Пушкина должен включать факты, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемому произведению: дата и место написания, посвящение, предшествующие события, первая публикация. Что важно знать об истории создания «Зимнего утра»?

Тридцатилетний А. С. Пушкин посватался к светской красавице Н. Гончаровой, чей первоначальный ответ носил довольно неопределённый характер. В смятении поэт нарушает запрет Николая I и отправляется на Кавказ, где лично участвует в военных операциях. По возвращении он заезжает в село Павловское (Тверская губерния) в имение П. И. Вульфа, где в окружении хороших приятелей проводит некоторое время, написав за один день 3 ноября 1929 года лирическое произведение, замечательно передавшее его настроение. Он в предвосхищении долгожданной встречи с красавицей-невестой, чьей руки настроен добиваться вновь. В следующем же году стихотворение было опубликовано в альманахе «Царское село», войдя в золотой фонд пейзажной лирики, мастерски передающей красоту русской природы, полной сказочного волшебства. У стихотворения нет посвящения, но оно написано в форме диалога с юной подругой, с которой автор хочет разделить восхищение увиденным.

Жанр и тематика стихотворения

Для определения жанра необходимо владеть знаниями о его признаках, а также понимать, какое место он занимает в творчестве автора. Тематика поможет ответить на вопрос о том, как делать анализ стихотворения. Пример конкретного разбора – это следование теме «Зимнего утра», которая будет рассмотрена в данном подзаголовке.

Произведение предстаёт как глубоко личный и автобиографический экспромт, некий монолог, обращённый к спящей красавице. Это признаки лирического жанра, имеющего ряд направлений: любовное, философское, историческое, пейзажное и военное. В «Зимнем утре» в романтическом стиле описывается красота природы, что позволяет отнести произведение к разряду пейзажной лирики, в которой А. С. Пушкин является непревзойдённым мастером. Соотношение настроений природы и человека, неожиданная смена их контрастных состояний – главная тема стихотворения, влияющая на выбор автором художественных средств.

Сюжет и композиция

Не все стихи имеют сюжет. В «Зимнем утре» всё построено на созерцании белого убранства наступающей зимы, вызывающей радостные эмоции. От любования природой и воспоминаний автор переходит к описанию домашней обстановки, несущей тепло и уют. Последовательность перехода свидетельствует о линейной композиции, написанной четырёхстопным ямбом. Пример анализа стихотворения должен помочь выделить смысловые части и тот художественный приём, который позволяет их гармонично связать между собой.

«Зимнее утро» разбито автором на пять строф по шесть строк (секстин), каждая из которых рисует отдельную картину, насыщенную выразительными деталями:

  • Восхищение солнечным морозным утром и желание разделить его со спящей подругой.
  • Воспоминание о вчерашней вьюге.
  • Описание красоты природы за окном.
  • Представление внутреннего убранства комнаты.
  • Побуждение к чудесному времяпрепровождению на воле.

Главным художественным средством и композиционным приёмом, связывающим части воедино, стала антитеза (противопоставление). Она присутствует в первой же строке: «мороз и солнце», а затем через контраст вчерашнего дня («вечор») и наступившего утра («нынче») пронизывает ткань стихотворения.

Лирический герой, настроение

В поэтическом произведении обязательно присутствует лирический герой. В «Зимнем утре» – это сам автор и та подруга (адресат), к которой направлен его монолог. Герой обращается к девушке словами: «друг милый», «красавица», «друг прелестный», что показывает его отношение к ней. Это проявление нежности, любви и заботы. Анализ лирического стихотворения, пример которого рассматривается в статье, предусматривает выявление общего настроения произведения.

С первых строк в нём присутствует свет и радость, хотя во второй строфе возникают воспоминания о прежней печали. Но этот контраст только усиливает позитивный настрой, доводя его до восторга и призыва разделить радость с главным героем.

Лексика стихотворения

Большинство слов просты и понятны для понимания, хотя автор использует устаревшие термины и выражения, значение которых изложено на картинке выше. Среди языковых средств, к которым он прибегает, особое место занимают эпитеты. В небольшом произведении они встречаются 18 раз, придавая ему ту образность, благодаря которой можно мысленно представить великолепный зимний пейзаж, и вчерашнюю вьюгу, и безмятежный покой внутреннего убранства дома. Пример анализа стихотворения невозможен без перечисления всех языковых средств, применяемых автором. Среди них: сравнения, метафоры и олицетворения.

Герой сравнивает свою подругу со «звездою севера», а луну – с «бледным пятном». Но самыми интересными являются сопоставления в переносном смысле – метафоры. Так, комнату озаряет «янтарный блеск», что усиливает впечатление от ощущения солнечного света. Олицетворение – это придание неодушевлённым вещам человеческих свойств. У А. С. Пушкина вьюга способна «злиться», а мгла «носится» на мутном небе, что добавляет ярких красок в художественное произведение.

Изобразительные средства

Интересны синтаксические средства, применяемые автором. Радость в самом начале произведения передают восклицания, переходящие в более спокойную интонацию, когда говорится о тепле домашнего очага. Определённую взволнованность отражают вопросы, в том числе риторические. В стихотворении преобладают простые предложения и прямая речь, придающие ему лёгкость и подчёркивающие атмосферу радости.

Пример анализа стихотворения, приведённый в статье, не может охватить всех изобразительных средств, но следует остановиться на тех, которые придают гениальным строчкам поэта особую образность. При помощи аллитерации (нагнетания шипящих и звонких звуков) и ассонанса (повторения гласных) читатель словно бы слышит треск печи, топот коня и скрип снега. Использует автор и повторы сродных звуков (анафору): «и ель…», «и речка…». Это усиливает впечатление от лирического произведения.

Рифма, способы рифмовки

Использование поэтом четырёхстопного ямба придаёт стихотворению энергию и оптимизм, ибо ямб – один из самых выразительных и мажорных размеров. Однако в тексте встречаются слова («великолепными», «нетерпеливого»), нарушающие размеренность ритма (пиррихий). Автор намеренно использует приём, чтобы задержать внимание читателя и передать мысль, раскрывающую внутреннее состояние героя: лёгкая печаль, воодушевление, стремление к «милому берегу». Данный пример анализа стихотворения по литературе будет неполным, если не пронаблюдать построение рифмы.

Созвучие окончаний первой, второй, четвёртой и пятой строк каждой строфы образуют пары, а третья и шестая рифмуются друг с другом (опоясывающая рифма). По тому, на какой слог падает ударение в последнем слове строки, рифмы подразделяются на женские и мужские. В «Зимнем утре» они чередуются, однако женские, в которых под ударением оказывается предпоследний слог, преобладают. Это позволяет совместить паузы с окончанием строк, придавая стихотворению нужный ритм. Лишь в четвёртой строфе можно увидеть разрыв строчки и образование дополнительной паузы, помогающей постичь смысл всего стихотворения.

Звуковая организация

Уникальность пушкинских строк такова, что многие музыканты улавливают переплетение тональностей и создают удивительную музыку, точно вписывающуюся в настроение стихотворения. Одним из лучших произведений является сочинение Г. Свиридова, построенное на контрастах. Уже упомянутые аллитерация и ассонанс не доминируют в «Зимнем утре», уступая место комбинации звуков различной эмоциональной окраски. Эти звуки встречаются порой в одном или двух соседних словах: [н], [р] и [л]. Пример анализа стихотворения будет неполным без подтверждения утверждения текстом:

  • «янтарным блеском»;
  • «по утреннему снегу»;
  • «прозрачный лес»;
  • «нетерпеливо»;
  • «весёлым треском».

Контраст прослеживается на смене фраз из светлых, нежных звуков [е, н, в, л, м] и минорных, тёмных [х, ж, ч, ш], что вряд ли А. С. Пушкин делал сознательно. Его гений в том и состоит, что по какому-то наитию им использовалось всё акустическое богатство русского языка.

Отношение к прочитанному

Как писать анализ стихотворения? Пример демонстрирует необходимость знания теории стихосложения и использования учебно-познавательных приёмов. Однако анализ всегда будет неполным, если не передать личного восприятия художественного произведения:

  • Какие чувства вызывают стихи у читателя?
  • Находит ли тема и чувства лирического героя у него отклик?
  • В чём значимость данных стихов?

«Зимнее утро» пронизано любовью к жизни, оптимизмом и восхищением красотой родной природы. Оно несёт в себе философию единения человека и окружающего мира, способного придать каждому душевные силы и укрепить желание жить.

Как правильно сделать анализ рассказа

Главная » Разное » Как правильно сделать анализ рассказа

Вам понадобится:

  • Текст
  • Ручка
  • Листок бумаги
  • Данная инструкция
  • Терпение

#1

Прочитайте рассказ, вдумчиво и внимательно, перед тем, как анализировать. Определите его функциональный стиль речи (художественный, научный или публицистический). Подумайте, к какому жанру принадлежит данный рассказ. Это может быть эпос, лирика, либо драма. Определите тип речи. Что это? Повествование, рассуждение, описание?

#2

Как называется рассказ? Почему, по вашему мнению, автор выбрал именно это название? Проследите по тексту, какую лексику использует автор: общеупотребительную, книжную, грубовато-просторечную, сниженную, диалектную? Подумайте, с чем это связано. Так, проследив по репликам героев, можно многое о них узнать: социальный статус, образованность и т.д.

#3

Как делать анализ рассказа? Конечно же, нужно определить, к какой эпохе принадлежит данное произведение. Обратите внимание на употребление архаизмов, историзмов или неологизмов: именно они могут рассказать очень многое. Перечитайте текст и посмотрите, на каком приеме он построен. Это может быть сопоставление, или антитеза, нагнетание, динамика, либо, наоборот, неторопливое течение событий.

#4

Проанализируйте образы текста, используя все вышеперечисленное. Какую лексику использует герой? Как он выглядит? В какую эпоху он живет? Как ведет он себя в тех или иных ситуациях? Обратите внимание на средства художественной выразительности: эпитеты, гиперболы, олицетворение, метафору, гротеск и др. Как вы считаете, с какой целью их употребил автор?

#5

Анализировать текст также необходимо и с точки зрения проблемы. Выделите основную. Почему вы так считаете? Какие еще проблемы имеются? Обязательно аргументируйте свой ответ. Какова основная идея (основная мысль) произведения? Как вы считаете, что побудило автора написать именно этот рассказ? Какова тема рассказа (другими словами, о чем он).

#6

Обязательно определите позицию автора. Как он относится к главному герою (с сочувствием, порицанием, с восхищением и т.д.) Ответ аргументируйте, приведите пример по тексту. Сформулируйте свое отношение к главному герою и другим персонажам рассказа. Почему вы так считаете? Ответ обязательно аргументируйте примерами по тексту. Итак, это - классическая схема анализа. И в заключении одно основное правило: что бы вы ни говорили, всегда (!) аргументируйте примерами по тексту.

uznay-kak.ru

Как анализировать рассказ

Инструкция

Прочитайте рассказ. Обратите внимание на возникшие у вас после прочтения чувства и ассоциации. Запишите кратко мысли, на которые вас натолкнуло это произведение, первое впечатление о героях и ваши собственные выводы по проблеме рассказа.

Выделите главную сюжетную линию рассказа. Определите основных и второстепенных действующих лиц. Опишите центральное событие рассказа.

Проанализируйте сюжетную схему. В ней должны присутствовать экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог. Учитывая небольшой объем рассказа, некоторые части сюжетной схемы в нем могут быть представлены в сжатом виде или вообще отсутствовать.

В экспозиции автор описывает ситуацию, предшествующую основному повествованию, обстоятельства и условия, в которых формировался главный конфликт произведения. В рассказе экспозиция – необязательный элемент.

Завязка сюжетной линии представляет собой исток, начало, первое проявление конфликтной ситуации. На завязку в рассказе обратите особое внимание.

Далее следует развитие действия. Развитие сюжета – динамичная часть произведения. Именно в ней автор не только описывает происходящие события, но и дает характеристики героям, раскрывает их личностные особенности.

Наивысшее напряжение сюжета достигается в кульминации. Эта часть является вершиной рассказа, когда события находятся в самой острой точке развития, эмоции накалены, а характеры персонажей максимально открываются.За кульминацией следует развязка, в которой проблема разрешается. Поведение героев становится полностью понятным. Автор переходит к описанию последствий. В этой части наиболее заметно отношение писателя к его героям.

Эпилог, как правило, содержит краткое описание дальнейшей судьбы персонажей. В рассказе он может отсутствовать.

Разберите композицию рассказа. Обратите внимание на последовательность и взаимосвязанность его частей. Отметьте обстоятельства, при которых каждый персонаж вводится автором в повествование и выводится из него.

Определите, какие способы объединения внутреннего мира рассказа использует автор. Даже в короткой художественной прозе важное место занимают описания внешности персонажей, интерьеров, пейзажей.

Изучите способы изображения сюжета, которыми пользовался автор. Это может быть монолог, внутренний монолог, диалог, повествование от третьего лица и т.д. Также найдите в тексте места, где автор выражает собственную точку зрения. Отметьте, как именно он делает это – от собственного лица, через любимого персонажа или путем намека, неочевидного вывода.

Проанализируйте образы главных действующих лиц. В рассказе их обычно 2-3. Опишите характеры персонажей, их взаимоотношения, уникальность каждого. Подкрепите свои мысли цитатами из текста. Продумайте значение главных и второстепенных героев для развития сюжета и для выражения основной мысли произведения. В анализе рассказа часть, посвященная разбору персонажей, должна быть самой содержательной и объемной. Перечислите стилистические особенности рассказа. Какое место занимает он в творчестве писателя, насколько характерны мысли, высказанные в нем для творческой позиции автора. Для такого анализа вам нужно прочитать биографию писателя и краткое описание его творческого пути. Воспользуйтесь энциклопедическими и справочными изданиями по литературе, монографиями и статьями о данном писателе. Выразите собственное мнение о рассказе. Вам будет просто это сделать, используя записи, сделанные сразу же после прочтения текста. Если ваши взгляды расходятся с мнением писателя, выскажите их в мягкой форме, не претендуя на абсолютную правоту.

Источники:

  • Приемы анализа литературного произведения в школе

www.kakprosto.ru

План анализа рассказа. Основные аспекты

Для того чтобы выяснить основные моменты произведения, его необходимо тщательно проанализировать. К сожалению, не все знают, с чего следует начать эту работу. План анализа рассказа поможет структурировать мысли читателя и качественно раскрыть все аспекты произведения.

С чего начать?

Любой школьник сталкивался с задачей проанализировать текст. Как правило, на уроке литературы это произведение, включенное в школьную программу. Но что делать, когда подробный план анализа рассказа нужно выполнить самостоятельно? Стоит начать с постановки цели.

Если основной задачей является анализ эпизода в рассказе, тогда следует определить его роль в нем. Как правило, к изучению предлагается одна из важнейших сцен в произведении. Например, как проявил себя герой в том или ином случае, какие его черты раскрылись при этом.

Но зачастую учитель требует проанализировать рассказ целиком, а для этого нужно более подробно изучить произведение.

Основные аспекты

Вы внимательно прочитали текст, теперь необходимо составить план анализа рассказа.

Начните с определения его темы. Обычно их в тексте несколько: темы дружбы, преданности, долга, любви. Необходимо выявить самые основные.

Далее нужно установить, для чего автор написал это произведение. Как правило, рассказ чему-то учит, призывает задуматься над происходящим. Иначе говоря, необходимо определить его идею (или мысль).

Теперь стоит перейти к описанию главных героев. Это не только внешний вид, который тоже немаловажен, но и основные черты характера персонажей. После переходим к роли героев в раскрытии проблематики рассказа. Их взаимоотношения также являются важным аспектом плана.

Второстепенные герои нередко играют важную роль в произведении. Литературный анализ рассказа должен включить и их описание и характеристику.

Композиция и ее составляющие

Далее переходим к структуре самого рассказа. Каждое произведение имеет индивидуальные особенности построения. Для начала определим пролог, то есть момент предварения основного действия. После перейдем к завязке и опишем момент начала конфликта или проблемы произведения.

Теперь необходимо выявить развитие действия в рассказе. Эта часть композиции обычно самая продолжительная. В ней мы увидим главных героев, их описание, основные события. А вот самый острый момент в рассказе называют кульминацией. Это событие, в котором раскрываются все тайны произведения, происходят самые напряженные действия. Теперь осталось лишь закончить анализ композиции развязкой. Это такой элемент, который снимает так называемое напряжение после кульминации, описывает, что стало с героями после произошедших событий.

План анализа рассказа

Заканчивая исследование произведения, осталось определить его художественное своеобразие. Следует указать творческую манеру любого писателя, которая отличает его от других авторов. Средства использованной художественной выразительности, найденные вами в тексте, сделают анализ более полным и глубоким. Не забудьте об эпитетах, олицетворениях, метафорах и других тропах.

После этого приступите к выводу, который будет включать в себя авторское отношение к проблеме, а также ваше собственное мнение и впечатление.

Перечислим основные пункты, которые содержит план анализа рассказа по литературе:

  1. Тема рассказа.
  2. Идея.
  3. Анализ главных героев.
  4. Второстепенные персонажи.
  5. Особенности композиции.
  6. Средства выразительности, использованные в тексте.
  7. Авторская позиция.
  8. Впечатление читателя.

Теперь вы легко проанализируете любой рассказ, используя нашу статью. Основные аспекты плана, представленные нами, помогут вам выполнить глубокую и качественную работу.

worldfb.ru

СХЕМЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
 
СХЕМА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО (ПОЭТИЧЕСКОГО) ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Анализ лирического произведения – это один из вариантов сочинения. Как правило, темы такого рода выглядят примерно так: «Стихотворение А.А. Блока «Незнакомка»: восприятие, истолкование, оценка». В самой формулировке заложено то, что необходимо вам сделать для раскрытия идейно-тематического содержания и художественных особенностей лирического произведения: 1) рассказать о своём восприятии произведения; 2) истолковать, то есть приблизиться к авторскому замыслу, разгадать идею, заложенную в произведении; 3) выразить своё эмоциональное отношение к произведению, рассказать о том, что затронуло, удивило вас, обратило ваше внимание. Здесь приводится схема анализа лирического произведения.

1. История создания произведения:

  • факты из биографии автора, связанные с созданием поэтического произведения
  • место произведения в творчестве автора.
  • кому посвящено стихотворение (прототипы и адресаты произведения)?

2. Жанр стихотворения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения (если есть) и его смысл.

4. Образ лирического героя. Его близость автору.

5. Идейно-тематическое содержание:

  • ведущая тема;
  • идея (основная мысль) произведения
  • развитие мысли автора (лирического героя)
  • эмоциональная окраска (направленность) произведения и способы её передачи

6. Художественные особенности:

  • художественные приёмы и их значение;
  • ключевые слова и образы, связанные с идеей произведения;
  • приёмы звукописи;
  • наличие/отсутствие деления на строфы;
  • особенности ритмики стихотворения: стихотворный размер, рифмы, рифмовки и их связь с идейным замыслом автора.

7. Ваше читательское восприятие произведения.

СХЕМА АНАЛИЗА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (РАССКАЗА, ПОВЕСТИ)

1. История создания произведения:

  • факты из биографии автора, связанные с созданием данного произведения.
  • связь произведения с исторической эпохой его создания;
  • место произведения в творчестве автора.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения и его смысл.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

7. Система образов произведения:

  • персонажи произведения (главные, второстепенные; положительные, отрицательные;
  • особенности имён и фамилий персонажей;
  • поступки персонажей и их мотивация;
  • предметно-бытовые детали, характеризующие персонажа;
  • связь персонажа с общественным окружением;
  • отношение к герою произведения других персонажей;
  • самохарактеристика персонажей;
  • авторское отношение к персонажам и способы его выражения.

8. Композиция произведения:

  • деление текста произведения на части, смысл такого деления;
  • наличие прологов, эпилогов, посвящений и их смысл;
  • наличие вставных эпизодов и лирических отступлений и их смысл;
  • наличие эпиграфов и их смысл;
  • наличие лирических отступлений и их смысл.

9. Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?

10. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

11. Особенности языка произведения.

literatura548.narod.ru

Как писать анализ произведения

Инструкция

Начинайте анализ лирического произведения с определения даты написания и публикации. Соберите материал по творческой истории стихотворения, т.к. фактическая сторона очень важна для понимания его темы. Укажите, кому оно посвящено, если у него есть адресат. Определите тему произведения, т.е. о чем пишет автор: о природе, любви, взаимоотношениях лирического героя и общества, о философских категориях и т.д. Ответьте на вопрос, как тема стихотворения связана с его названием. Проследите движение лирического сюжета: как меняется настроение лирического героя на протяжении стихотворения, его отношение к тому, о чем автор рассказывает в произведении. В этом вам помогут слова, выражающие чувства: грусть, восхищение, страсть, горечь, уныние и т.д. Определите особенности композиции произведения, т.е. его построения. Найдите основной композиционный прием, используемый автором: повтор, контраст, кольцо, сопоставление по ассоциации и т.д. Найдите ведущие лейтмотивы произведения и опорные слова, их передающие. Определите общую тональность стихотворения (грусть, радость, восторг, тоска и т.д.). Дайте толкование жанра стиха (сонет, элегия, послание, эклога и т.д.). Расскажите о лирическом герое произведения, который раскрывается через конкретное душевное состояние, переживание определенной жизненной ситуации в данный момент. Ответьте на вопрос, какую позицию занимает автор по отношению к своему лирическому герою. Учтите, что не всегда следует отождествлять поэта и его героя.

Рассмотрите изобразительные средства произведения на разных языковых уровнях: звукопись (фонетические средства выразительности), лексика (стилистически окрашенная, наличие синонимов, антонимов, паронимов), поэтический синтаксис.

Определите идею произведения, выявленную в итоге анализа. Ответьте на вопрос, с каким посланием обращается автор к читателю.

Рассмотрите ритмическую организацию стихотворения, определите его размер и виды рифмовки.

Заканчивая письменный анализ стихотворения, определите, как особенности поэтики творческого метода, в рамках которого создано произведение, отразились в нем. Для этого, используя литературоведческий словарь, познакомьтесь с разными направлениями в истории литературы (романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм).

Источники:


Смотрите также